?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О первоначальном облике Преображенской церкви в селе Ижма.
muvz


Пятиглавый кубический объем с уникальной объёмной композицией, алтари внутри основного сруба, любопытная внутренняя планировка и конструкция: все это церковь Спаса Преображения в с.Ижма.
Что стало причиной возникновения столь лаконичной композиции? Почему отсутствуют апсиды? Зачем алтари устроены в основном срубе? Есть ли аналоги подобного решения? Так ли выглядел храм сразу после постройки?
Эти и другие вопросы возникают при первом знакомстве с этим уникальным памятником. В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы.





Для начала, обратимся к историческим сведениям.
Строилась церковь достаточно долго. Прежде всего процесс тормозил многолетний неурожай и сопутствующие этому финансовые проблемы. В середине XVII в. крестьяне Ижемской волости даже написали прошение митрополиту Никону: "отцы и деды и иных волостей люди, по обещанию своему, воздвигли церковь Преображения Господня, а как семь годов сряду хлеб не дошел и озяб от морозов, то нам сиротам с церковной земли и также с купленной дани платить к той церкви нечим … и той церкви строить нечим и попу с причетники жить неучего и ружить их нам сиротам нечим и твоей Государь Святительской дани с той церкви платить нечимже..." [1].



Таким образом церковь была освящена только в 1679г. и изначально имела 1 престол, о чем было написано на иконостасе: "Освятися храм сей во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7187 Июня 6 числа…"[1]. Двух боковых приделов в честь преп. Зосимы и Савватия Соловецких и преп. Антония Сийского, которые существуют ныне, изначально не было. Оно появились чуть позже: через два года был устроен северный придел, а еще через несколько лет – южный [2].
Первое, очень важное для нас, упоминание про внешний облик памятника дал в своей грамоте Архиепископ Варсонофий. В ней он очень кратко описывает ремонт кровли на церкви и упоминает о том, что глава и шатер обиты чешуею (лемехом) [1]. Это говорит о том, что раньше на церкви было шатровое завершение с одной главой, вместо существующего ныне четырехскатного.



В научной литературе уже второй век циркулирует мысль что патриархом Никоном было запрещено строительство шатровых храмов. На самом же деле, на настоящий момент, известно только о трех храмозданных грамотах в которых от имени Никона говорится о устройстве завершений конкретных храмов: главы сделать круглыми а не островерхими. Про шатры речи вообще не идет [8]. Это подтверждает и церковь в Ижме: как мы видим из предыдущего описания храм был построен шатровым при жизни патриарха Никона (он умер спустя 2 года после освящения главного престола). И только через 36 лет после его смерти, в 1717г., по благословению архиепископа Варнавы, его завершение было заменено на пятиглавое: "Верхи на ней поправлены и на место трех глав сделано пять"[1] [2]. Что послужило причиной: имела ли место личная неприязнь архиепископа к шатру, или же замена покрытия была продиктована практическими соображениями (например из-за сложности устройства завершения и связанных с этим протечек и.т.д), доподлинно не известно.



В начале XXв. церковь сильно подмыла река, что вынудило передвинуть церковь дальше от берега. Фото сделаны до переноса церкви.


Теперь давайте попробуем восстановить облик храма до перестройки. Итак: в первом описании говориться про ремонт одной главы на шатре, в другом говориться что всего глав на храме три. Увы это все что можно почепнуть из исторических документов. Остальные следы будем искать на самом памятнике. Благо любой деревянный памятник- это летопись в дереве. Каждая небольшая врубка может подсказать, как выглядело здание в прошлом.
Начнем с северного и южного фасадов. При осмотре сразу обращает на себя внимание шов между верхними рядами бревен- это и есть следы перестройки. Стены над алтарной частью надстроены, то есть раньше сруб церкви имел ступенчатое построение, над алтарями он был ниже, над молитвенными помещением- выше. На южном фасаде читается очертания утрачено крыльца.



Вид с юга. Белой штриховкой обозначена зона надстройки над алтарями; желтыми кружками- следы от бревен-стропил; над дверью- абрис крыши утраченного крыльца.




Вид с северо-запада. Синим обозначена область примыкания паперти; белым- зона надстройки над алтарями.


С западной стороны видны следы от некогда пристроенной к храму каркасной паперти.
Она была устроена из стоек, забранных досками в елку, с окнами, закрывающимися ставнями [2]. Ее можно наблюдать на старых фотографиях.



Преображенская церквь в Ижме в нач. XXв. Фото Н.Г Неверова.


Паперть существовала до середины XXв. Вероятно она была построена с самого начала, но, за ветхостью перестроенная уже в меньших размерах в середине XIXв [3]. Правда размер первоначальной паперти не мог быть сильно больше паперти XIXв. т.к на западной стене четко читается примыкание трехскатной крыши, которая, из-за наклона западного ската, не могла быть достаточно протяженной по оси запад-восток.



Преображенская церквь в Ижме. Обмеры автора.


Интерьер необычно высокий для Северных храмов. Он открыт под самый карниз крыши. Балки потолока поддерживают столбы: по 3 с южной и северной сторон. Раньше столбов было еще больше: в описании начала XXв. говориться что посреди церкви с южной и северной стороны поставлено по 5 столбов, по 3 круглых и по 2 восьмигранных [3]. Описание подтверждается старой фотографией интерьера, на которой виден один из утраченных столбов.



Слева-фото интерьера храма начала XXв. Справа- современное состояние.


Возникает резонный вопрос: зачем ставить аж 5 столбов для поддержки балки несущей потолок длина которой менее 7,5м? Для этого вполне хватило бы и одного столба как традиционно делали в трапезных. Так что в данном случае первоначально эта балка несла не только потолок, но и… восьмерик с шатром про который говорит в своей грамоте Архиепископ Варсонофий. Утраченные в XXв. круглые столбы на плане как раз приходились на углы этого восьмерика. Таким образом стороны восьмерика ложились по северной и южной сторонам на колонны, а по восточной и западной- на стены сруба.



Схема опирания восьмерика. Крысным обозначены утраченные столбы. Оранжевым- убранный после реконструкции 1717г. восьмерик. Серым- существующие элементы.

На восточной стене молитвенного помещения изнутри видны врубки, по которым прочитывается очертания бочки над центральным престолом[7].



По очертанию бочки видно, что ее верх заходил на восточную грань восьмерика. От низа бочки шли пологие скаты к южной и северной стенам, на которых остались следы от бревен- стропил.



Сейчас в интерьер можно попасть только через северный вход. И попадаешь не в молитвенный зал, а сразу в алтарь! Странное решение делать два боковых выхода сразу из алтарей, а не из храма. Но, по следам на срубе, видно что изначально линия иконостаса находилась в другом месте. И двери, как и полагается, вели в молитвенное помещение. Позже, для увеличения размеров боковых приделов, их иконостасы были выдвинуты от первоначального положения на одну линию с основным алтарем. В правом приделе, под потолком, до сих пор сохраняется верхнее тябло от старого положения иконостаса. А в левом приделе на верхнем бревне, к которому раньше примыкал старый иконостас, остались врубки, по которым видно, что придел раньше имел одну диаконскую дверь.



Левый придел. На бревне остались врубки от старого иконостаса.




Правый придел. Сохранилось верхнее тябло старого иконостаса.




Старое тябло в правом приделе.


Но вернемся к внешнему облику. Из всего вышеперечисленного уже многое становится понятным, остается открытым только вопрос о покрытие храма справа и слева от восьмерика. Ясно только то, что справа и слева от восьмерика возвышались еще две главы. На каком покрытии они могли находиться? Некоторые исследователи полагают что на шатрах [10]. Но по нашему мнению это маловероятно, так как в самом первом описании храма упоминается только один шатер, да и устройство дополнительных малых восьмериков справа и слева от основного сильно усложнило бы конструкцию. На что бы опиралась их западная и восточная сторона? Ведь ширина сруба не позволяет опереть их на стены. Каким тогда было покрытие? Абрис бочки над алтарем по ширине как раз очень близок размеру грани основного восьмерика. Так что, вполне вероятно, что и над молитвенным залом, с севера и юга от восьмерика, располагались бочки подобные алтарной. Тем более что подобные примеры врезки бочек в восьмерик встречаются достаточно часто в окружающей местности, например в храме Церковь Николая Чудотворца в Верховье или в храме Николая Чудотворца в Лявле.
Подводя итоги хочется сказать, что современный облик храма хоть и не лишен определенной прелести, но, все же, выглядит немного странно. Перестройка является вынужденной, искажает первоначальный замысел зодчих, и, по мнению многих исследователей, является художественной неудачей [6][9].

Реконструкция облика Преображенской церкви в Ижме на конец XVIIв:






Преображенская церковь в Ижме. Современное состояние:






Если лень читать текст, то можете посмотреть видео этого доклада. Он был прочитан на фестивале "Дом господень" 27.01.16 г. :



Библиография:
[1]. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии". Вып.1 - Архангельск, 1894.
[2]. Известия императорской Археологической комиссии. Спб., 1911. Вып. 39.
[3]. Известия императорской Археологической комиссии. Спб., 1911. Вып. 41.
[4]. Паспорт объекта культурного наследия. Церковь Преображения Господня в Ижме. http://kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=2910087003
[5]. Паспорт объекта культурного наследия. Погост Ижма. http://kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=2910087000
[6]. Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1916г.
[7]. Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции. г.Москва. Северный паломник. 2010.
[8]. Полознев Д.Ф. Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал, или еще раз о пользе обращения к источникам. В кн.: История и культура Ростовской земли. Материалы конференции 2007 г. Ростов, 2008.
[9]. Линник Ю.В. «От шатра к кубу: реприза на Малом Колгострове» Деревянное зодчество выпуск II. Москва- Санкт-Петербург. «Коло»2011г.
[10]. Азарова Ольга. «Храм Спаса Преображения в селе Ижма».




  • 1
Статья очень интересная, спасибо!
Несколько ремарок.

Пункт 1.
>Первое, очень важное для нас, упоминание про внешний облик памятника дал в своей грамоте Архиепископ Варсонофий. В ней он очень кратко описывает ремонт кровли на церкви и упоминает о том, что глава и шатер обиты чешуею (лемехом). Это говорит о том, что раньше на церкви было шатровое завершение с одной главой, вместо существующего ныне четырехскатного.
...
> в 1717г., по благословению архиепископа Варнавы, его завершение было заменено на пятиглавое: "Верхи на ней поправлены и на место трех глав сделано пять".

Предположение об устроении ныне существующего пятиглавого завершения в 1717 общепринятое и вроде как не оспаривается.
Но в таком случае грамота архиеп.Варсонофия относится уже к этому, ныне существующему завершению, т.к. архиеп.Варсонофий возглавлял Холмогорскую епархию в 1741-1759 годах.
Соответственно "шатром" в его грамоте поименована высокая 4-скатная церковная кровля. Такое употребление термина "шатер" встречается достаточно часто. Но получается, что из грамоты архиеп.Варсонофия мы никаких полезных сведений о первоначальном виде здания получить не можем.

Пункт 2.
Над центральным алтарем хорошо видна врубка от поперечной стены, уходящей вглубь сруба. Зачем она, как далеко идёт, что держит и когда появилась ?
Надо полагать, что при реконструкции в 1717 эту стену собрали.
В таком случае на реконструкции первоначального облика её быть не должно, а первоначальное перекрытие апсиды может быть абсолютно любым. В том числе и "епанчой", как в Ратонаволоке у Никольской (руинированной ныне) церкви, например.

Пункт 3.
Иконостасы приделов никуда не переносили. Главный 4-ярусный иконостас единый, но за ним с севера и юга проходы в помещения приделов, где стояли свои иконостасы, 3-ярусные - их не выносили, они остались внутри, как в каменных храмах бывают малые храмы в дьяконнике, например. Те следы иконостасов, что есть - это следы от того положения, которое придельные иконостасы занимали вплоть до советского разорения.

Пункт 4.
Довольно подробное описание храма есть в статье о.Николая Макарова в №№ 20-21 неофициальной части "Архангельских епархиальных ведомостей" за 1911 год. Рекомендовал бы прочитать, осмыслить и добавить в библиографию.

Пункт 5.
Что бы там про запреты Никона сейчас не писали, но напр. о. Иустин Сибирцев в своих "Исторических сведениях из церковнорелигиозного быта Архангельска в XVII и первой половине XVIII веков" писал о запрете на шатры в архангелогородских храмозданных как о самоочевидном факте. Рекомендация "верх на той церкви построить не шатровой, и алтарь построить кругло тройной" в храмозданных времен первого холмогорского владыки Афанасия - практически стандартная. Грамоты одна с другой списывались. Другое дело, как это всё реализовывалось, что считалось шатровым верхом, а что - уже не очень шатровым. Но говорить, что всё это выдумки исследователей как минимум в приложении к Холмогорской епархии - не приходится.

Спасибо за развернутый комментарий и дельные замечания! Добавлю и подкорректирую неточности.

Сейчас, с возрастом, только и начинаешь понимать красоту деревянного зодчества. Не того новодела. А именно старого... Старые потемневшие, видавшие виды, брёвна..
Что-то в этом есть такое родное. "Там русский дух там Русью пахнет"

  • 1