Ivan Zemlyakov (muvz) wrote,
Ivan Zemlyakov
muvz

Categories:

Реставрировать или реконструировать храмы в российской глубинке?

Думаю всем хорошо известно что в российский глубинке достаточно много руинированных церквей. Порой эти храмы очень большие, ведь строились они в местах, где ,на то время, жило достаточно много людей. Как бы прискорбно это не звучало, но большинство из этих церквей никогда не будет восстановлено. И дело даже не столько в отсутствии денег (хотя их нет, и не будет), сколько в том, что деревни и села рядом с этими, порой достаточно большими храмами частично или полностью опустели.
Многие из этих храмов сейчас представляют из себя просто одну или две отдельно стоящих стены. Реставрировать многие из этих руин и не получится без полной разборки стен до фундамента. И даже если найдутся деньги, и церковь отреставрируют в первоначальном облике, через непродолжительное время она опять придет в запустение из-за отсутствия достаточного количества прихожан и денег на содержание.
Часто остатки храма являются для немногих местных жителей святыней. Вокруг стен выкашивается трава, на стенах висят бумажные иконки. В теплый период года служатся молебны. Встает вопрос о приспособлении остатков храма к реалиям современной жизни.


Красным цветом обозначены утраченные части храма.

Я хотел бы остановиться на одном из своих последних проектов такого приспособления. Это церковь Успения Пресвятой Богородицы в небольшой деревне Рыжково в Калужской области. Церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в конце XVII в. на средства царицы Натальи Нарышкиной. Церковь была закрыта в 1930-х годах и значительно разрушена в 1950-х.
Постоянное население деревни по переписи 2007 года составляло 19 чел., а по переписи 2010 года упало до 8 человек. Но летом деревня оживает- приезжает много дачников.
Немногие жители села ходят теперь молиться в молельный дом, расположенный в соседнем военном городке. Верующие мечтают восстановить храм. Но денег на такую масштабную реставрацию нет. И прихожан немного.


Схема-аксонометрия. Зеленым цветом обозначена пристраиваемая часть.

Поэтому был предложен компромиссный вариант- пристроить к восточной стене четверика, на месте бывшего алтаря, деревянную каркасную часовню. Чтобы сохранить преемственность, по форме часовня повторяет форму старого алтаря, по габаритам встраиваясь в остатки северной и южной стен. Зимой часовня будет использоваться оставшимися местными жителями для молебнов. Так-как часовня повторяет форму бывшего алтаря, то есть возможность пригласить священника с антиминсом и использовать часовню как алтарь.





Это будет происходить летом, когда население деревни увеличивается за счет дачников. По такому таком случаю в часовню-алтарь посылается антиминс. Во время службы прихожане будут находятся в приделах четверика старого храма под открытым небом. Верх стен четверика предполагается укрепить и законсервировать.


Вид на алтарь во время Литургии в летний период.





Одним из несомненных плюсов решения сделать часовню-алтарь деревянной является возможность в дальнейшем, при необходимости, разобрать ее, и вернуть храму его первоначальный облик, проведя полноценную реставрацию.
Подобное решение реконструкции сельского храма оптимально для деревень с маятниковой миграцией зима-лето. Не затратно и просто в реализации. Подробнее: http://ziarch.ru/-rekonstruktsija-hrama-v-sele-ryzhkovo
Tags: деревянная архитектура, каркасный храм, квадратура круга, проблемы глубинки, реконструкция храма, реставрация храма, современная церковная архитектура, современный храм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments