Ivan Zemlyakov (muvz) wrote,
Ivan Zemlyakov
muvz

Экспедиция по Олонецкой губернии 2012. День 1.

Все части "Экспедиции по Олонецкой губернии 2012":
День 1 День 2 День 3 День 4 День 5 День 6 День 7 День 8 День 9 День 10 День 11

23.06.12 Суббота
Вокзал Петрозаводска- д.Ужасельга-д.Деревянное-д.Педасельга- д.Шокша. Привал на берегу Онежского озера.

Выехав с Ленинградского вокзала Москвы поздним вечером пятницы, мы около часа дня следующего дня уже были на вокзале г. Петрозаводск. Негативного отношения к нам в поезде не было (несмотря на то, что мы заполнили все полки своими велосипедами и вещами), наоборот, люди интересовались куда же мы едим и по какому маршруту. Когда мы выходили, соседи по вагону помогли нам снять с полок велосипеды и вытащить их из поезда. Погода стояла замечательная, что было очень кстати, т.к в этот день нам предстоял большой пробег.





По плану мы должны были максимально далеко отъехать от Петрозаводска, чтобы встать на берегу Онежского озера. Дело в том, что вскоре после Петрозаводска, дорога идущая вдоль береговой линии Онежского озера (Вытегорский тракт) на много километров отходит от берега, и проходит по местным глухим лесам, в которых ночевать как-то не очень хотелось. Первый населенный пункт после Петрозаводска, который мы проехали, была деревня Ужасельга. На окраине деревни, рядом со старым Вытегорским трактом, стоит большой крест.



Видимо на этом месте раньше часовня (д.Ужасельга относилась к Деревянскому приходу, соответственно церковь была в д. Деревянное, речь про которую пойдет далее) . Мы свернули с трассы, и проехали сквозь деревню, в которой нам встретилось несколько красивых старых домов.



Следующим пунктом назначения была деревня Деревянное. Первые сведения об этой местности встречаются в писцовой книге Обонежской пятины Заонежской половины (1582 – 1583 г.). Местное предание говорит, что первоначально поселились здесь два крестьянина: один на месте погоста, а другой вверх по реке, где деревня Верховье. Долго жили они, не зная друг друга. Однажды низовой житель пришел на реку за водою и увидел плывший по реке свежий веник, из чего заключил, что вверх по реке есть житель и действительно нашел соседа. Около их образовалось затем население, которое носило название Деревянской выставки и входило в состав Шуйского погоста (находившегося севернее Петрозаводска). Первоначальная церковь Деревянского прихода, как видно из надписи на деревянном кресте, хранившемся в алтаре церкви св. Николая, освящена в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей, при патриархе Иоакиме и при митрополите Корнилие Новгорода и Великих Лук, 22 июля 1683 года. В настоящее время Никольской церкви не существует, она сгорела во время войны. Увидеть ее мы можем лишь на нескольких фотографиях 1928 года и на обмерах Л.В. Даля.



В этой церкви очень интересно скомпонован переход от четверика к восьмерику, здесь применен над повалом четверика ряд фронтончиков, придающих башенной части храма удивительно живописный вид . Кроме этой детали рассматриваемая церковь интересна также в том отношении, что, ее восьмерик шире четверика, то есть стены первого не составляют продолжения стен последнего, но слегка свисают над ним, будучи основаны на верхних бревнах повала четверика.
По основным чертам здание это очень похоже на церкви Рыбрике и Гимреке, про которые мы поговорим позже. Сходство этих сооружений позволяет предположить, что в XVII—XVIII веках в зодчестве Обонежья сложилось самобытное архитектурное
направление — небольшая школа, развивавшаяся наряду с другими течениями. Такие постройки встречаются только на западном берегу Онежского озера. Очевидно, эта школа существовала именно в деревнях западного побережья.
Никольская церковь была обшита тесом в 1807 году, а отделана внутри в 1879 г. Иконостас в церкви был довольно простой, но, судя по живописи, можно заключить, что он не весь писан для этой церкви, но перенесен из другой, ранее существовавшей, а вернее из бывшей здесь ранее часовни.
В одной ограде с деревянной Никольской церковью находится каменная Сретенская церковь, освященная в 1848 году.



Сретенская церковь 1848 г.
В настоящее время в Сретенской церкви находится дом культуры.





Фотография Сретенской церкви с места, где раньше стояла деревянная Никольская церковь.
Место, где стояли эти две церкви, мы нашли не без помощи местных жителей. Дедушка, у которого я узнал место церквей, живет в Деревянном уже более 60 лет. Ему 87 лет (хотя выглядит значительно моложе), воевал, был контужен авиабомбой (лежал больше суток пока его не нашли). С тех пор у него кривая рука. В Бога он не верит, и всячески против церквей, так что мой вопрос вызвал у него некоторое отторжение. Он долго доказывал мне что попы- обманщики и.т.д...
В конце XIXв. в Деревянском приходе считывалось 336 душ мужского и 367 женского пола; жители все русские; народ был набожный, трудолюбивый, честный и трезвый. Крестьяне с успехом занимаются хлебопашеством и рыболовством, многие отлучались на заработки в С. Петербургскую, Новгородскую и Псковскую губернии для вставки стекол, чрез что получали немало дохода.
Кстати, в Деревянном еще есть, построенная совсем недавно, часовня.



Встречаются старые деревянные дома.



И странные указатели.



Далее наш путь лежал через деревню Педасельга. Еще во второй половине XIXв. эта деревня относилась к Деревянскому приходу- в деревне Педасельга была лишь часовня. Этапы перестройки этой часовни можно увидеть на реконструкции.



Лишь ближе к концу XIX в. в деревне был построен храм . В настоящее время от храма и часовни ничего не осталось, лишь несколько лет назад (в 2009г.) на месте старой часовни была построена новая.



Зато в деревне Педасельга сохранилось много старых крестьянских домов.





В деревне есть магазин, в котором можно купить местную выпечку- так называемые "калитки". Конечно же мы с удовольствием попробовали их:)



После деревни Педасельга Вытегорский тракт все дальше и дальше отходит от берега Онежского озера, ландшафт становится все более холмистый. Этот участок пути сильно измотал нас.



После длительного лесного участка пути дорога вновь начинает приближаться к берегу озера. Так, с небольшими остановками, мы добрались до деревни Шокша.
В Шокше оказалось множество собак (слава Богу все они оказались на привязи), так что когда мы въехали в деревню все она наполнилась оглушительным лаем.
Еще одним очень интересным моментом был достаточно новый автомобильный знак перед деревней -"еда в 100м". В итоге когда мы въехали в деревню, то увидели столовую с разбитыми стеклами, на крыльце которой росла трава высотой по пояс.
Впервые село упоминается в 1563 году. В Шокше раньше было два храма: деревянный (Благовещения Пресвятой Богородицы) и каменный (Покрова Пресвятой Богородицы). До наших дней в изуродованном виде дошел только каменный Покровский храм. Деревянный Благовещенский храм просуществовал до середины 30-х годов. Во второй половине 30-х церковь разобрали на материал для строительства овна. В итоге овен так и не построили, а церковь так и сгнила в разобранном виде.



Шокша. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (на переднем плане), церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (на заднем плане).



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1856г.
В настоящее в сохранившейся Покровской церкви находится цех по обработке малинового кварцита.



Добыча кварцита ведётся в посёлке Кварцитный, расположенном севернее. Шокшинский малиновый кварцит использован в отделке значительного числа памятников всемирного значения от надгробия Наполеона Бонапарта до Мавзолея В. И. Ленина и Могилы Неизвестного солдата у Кремлёвской стены.



Малиновый кварцит возле церкви Покрова Пресвятой Богородицы.



Место деревянного Благовещенского храма разобранного во второй половине 30-х гг.
В 7 км после деревни Шокша мы остановились на берегу Онежского озера на ночлег. Вечером стало холодно. Сейчас выходные, поэтому рядом с нами на берегу отдыхает достаточно много народу (в основном рыбаки), они помогли нам, напилив бензопилой дров для костра.



Закат на Онежском озере.





Пробег за день: 74км.
Маршрут 1 дня:

Day 1


EveryTrail - Find the best hikes in California and beyond

Помимо моих фотографий, и информации полученной на месте, при написании статьи, также, использована информация из источников:
1. Деревянное Зодчество . Выпуск II. Издательство "Коло" 2011г.
2. Олонецкие губернские ведомости. 1883. № 63. (http://kartravel.ru/page53.html)
3. Сайт Музея-заповедника Кижи. (http://kizhi.karelia.ru/)
4. Журнал "Известия Императорской Археологической комиссии" 1915г. Выпуск №57.
5. Журнал "Зодчий" 1878г. №7.
6. www.temples.ru
7. www.sobory.ru
8. Энциклопедия Русской Архитектуры. Михаил Красовский. Петроград 1916г.

Tags: Деревянная архитектура, Деревянное, Карелия, Педасельга, Русский Север, Ужасельга, Шокша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments