Ivan Zemlyakov (muvz) wrote,
Ivan Zemlyakov
muvz

Categories:

Экспедиция по Олонецкой губернии 2012. День 9.

Все части "Экспедиции по Олонецкой губернии 2012":
День 1 День 2 День 3 День 4 День 5 День 6 День 7 День 8 День 9 День 10 День 11

01.07.12 Воскресенье.
д.Юксовичи- д. Гоморовичи -д.Пертозеро- с.Шеменичи- г.Подпорожье- ур. Еконда.
Привал на месте брошенной деревни Еконда.

В этот день, как и в другие дни нашего похода, наблюдалось любопытное явление- множество белых бабочек, сидящих на песке вдоль дороги. Одни постоянно садятся и взлетают, другие- сидят на одном месте и что-то сосут в песке, третьи как пьяные завалились на бок. В общем очень живописное и красивое зрелище!






Фото Даниила.

Это бабочки нового поколения. На Севере они выходят из куколок как раз в конце июня.
Едем в сторону г. Подпорожья. Новая асфальтовая дорога все время пересекается со старой грунтовкой- бывшим Архангельским трактом. Местами эта дорога уже совсем заросла молодыми (и не совсем молодыми) деревьями, местами еще используется по назначению.
Первым объектом нашего сегодняшнего осмотра стала часовня Николая Чудотворца в Гоморовичах.





Это деревянная клетская постройка с притвором, состоящая из двух разновеликих срубов под двухскатными покрытиями. Построена она была в XVIII в.













Полная замена кровли была осуществлена в 2008. В тот же год вокруг часовни была сделана изгородь.







Не так давно рядом с часовней располагалась Троицкая церковь, построенная в XIX в.



Закрыта она была в 1937г. Позже была частично перестроена (сломаны завершения), в здании располагался склад. В 2006 сгорела.
Едем дальше. Дорога хоть и асфальтовая, но тяжелая- все время спуски и подъемы. Замечательная погода, которая была с утра, стала портиться- откуда не возьмись набежали тучи.
Следующий объект был "виртуальным" т.е сегодня уже не существующим. Это Шеменский погост. Шеменичи располагается на старом Архангельском тракте, а новая автомобильная дорога, по которой мы ехали, проходит на 3 км севернее.
Даниил устал чуть больше меня, поэтому он решил немного передохнуть и восстановить силы. Так что в Шеменичи я поехал один.



По пути в Шеменичи.
Про одну из церквей этого погоста вкратце было упомянуто в предидущем посте. Теперь хотелось бы рассказать историю погоста подробнее...
Село Шеменичи известно с начала XVI века, и представляло собой куст деревень, расположенных на берегах нескольких озер.
Уже в то время здесь существовал Шеменский погост с церковью Георгия Победоносца, престол которой освятили в 1522 году.
На одной из карт первой половины XXв. крестиком обозначено место где располагался Шеменский погост. Старый Архангельский тракт на карте обозначен красным цветом.




Георгиевская церковь Шеменского погоста 1522г.

Изначально план этой церкви очень сильно напоминал план Георгиевской же церкви в Юксовичах до ее реконструкции (см. предидущий пост), только над входом возвышалась звонница. Церковь была переустроена с сооружением новой трапезной с печью в 1612г. Старая колокольня заменена новую в 1850-х годах. В 1865 г. церковь поставлена на каменный фундамент. В том же 1865 г. церковь была обшита и крыши вновь перекрыты тесом, с окраской стен охрою. Эта обшивка очень обезобразила вид церкви т.к она была сделана с претензией на стиль ампир. Шейку и главку церкви обезобразили сплошной обшивкой жестью.
В сентябре 1911г. предполагалось разобрать всю церковь и построить ее в том же виде из нового леса. В связи с этим в 1913 г. церковь была осмотрена и изучена архитектором Н.К. Григорьевым и Д.В. Милеевым. Которые выяснили что сруб трапезной оказался просто приложен к западной стене. Из-за такой нерациональной прикладке между срубами образовалась щель. Так что неудивительно что во время службы в церкви ветром задувало свечи. Поэтому причту и прихожанам казалось, что церковь совсем разваливается. Архитекторы тогда сохранили церковь - эта щель была заделана новой паклей и зашита тесом.


Георгиевская церковь. Интерьер.

Свидетельством древности церкви могут служить сохранившееся к началу XXв. без переделки крохотные верхние окна, при чем в северном окне даже сохранялась на месте деревянная рама. На главке стоял железный крест, схожий по формам с бронзовым крестом на главе Дмитриевского собора во Владимире. В интерьере находилось два подлинных клироса и множество старинных икон XVI и XVII вв.
На Шеменском погосте в XVIIв. была построена еще одна церковь- Ильинская, освященная в 1675 году. В середине XIX она была реконструирована: всю церковь обшили тесом и был переделан шатер. В интерьере был сделан новый иконостас, который выдвинули вперед из своего изначального положения.


Две церкви Шеменского погоста: Георгиевская (1522г.)- справа; Ильинская (1675 г.)-слева.

Обе церкви были уничтожены весной 1942 года во время большого танкового сражения.

В настоящее время участок на мысу, где стояли церкви, застроен домами (ракурс практически соответствует верхнему снимку):


За домами еще сохранились остатки старого кладбища.



На обратном пути из Шеменичей обратил внимание на то, что на небольшой поляне в лесу расположилась мастерская по ремонту тракторов и всевозможной вездеходной техники. Чего там только нет: трактора всех мастей, всевозможные вездеходы и даже БТР.



Все это добро охраняют две злющие собаки. Слава Богу мне удалось от них вовремя смотаться.
Ближе к Подпорожью дорога становиться все тяжелее- постоянный подъем и очень много машин.
Въезжаем в Подпорожье. Сразу же едем в центр города закупить продукты.



Центральная площадь города представляет из себя очень странное зрелище. Удивительно, но на ней нет здания ратуши- ее формируют обычные жилые дома. Площадь вся заросла травой и в ее центре явно не хватает доминанты (хотя бы Ленина!) Оживляют всю эту унылую картину только люди. Их достаточно много: взрослые сидят на скамейках, дети катаются на велосипедах, ловко объезжая участки травы и неровности покрытия. Много голубей. В общем жизнь кипит.



После перекуса выдвигаемся в сторону Подпорожской ГЭС.



Не отказали себе в удовольствии понаблюдать как ее шлюзы преодолевают туристические теплоходы.



Переезжаем на другой берег и едем в сторону ж/д станции "Свирь". Даниил уходит на вокзал чтобы попытаться поменять билеты ( дело в том, что обратные билеты мы купили от станции "Подпорожье" где, как оказалось, поезд стоит всего 2 минуты, в то время как в "Свири" он стоит полчаса, сами понимаете что добежать до нужного вагона и загрузить в поезд все наше барахло за 2 минуты нереально!)
Пока Даниил пытался обменять билеты со мной произошла небольшая история.
Рядом со мной останавливается "Пятерка", и из нее вываливаются два сильно пьяных пацана криминальной внешности. Мой разговор с ними приведу тут без ненормативной лексики.
"Друг, сушняк достал- дай воды"- сказал один обращаясь ко мне. На счастье у меня в руках как раз была почти уже допитая бутылка с водой.
"Смотрю едите на великах откуда то издалека... откуда будешь то сам?" - с просил он допивая водицу.
"Едем из Петрозаводска"- отвечаю я ему ( мы с Даниилом заранее договорились что будем говорить на этот вопрос просто- "Едем из Петрозаводска" ну чтобы не искушать местных, а то мало ли что, к тому же ведь это не обман, мы ведь действительно из Петрозаводска едем!)
"Дружище" (хлопает меня по плечу) "Да мы и сами из Петрозаводска! Значит земляком будешь!" - и дальше вдвоем стали обсуждать что-то про свой родной город.
"А что один, где друг твой?"- спросил меня другой.
"За билетами пошел..."- говорю я.
"Аааа, на Петрозаводск! А мы тоже туда! Только платить не будем, мы просто сядем на товарняк! Вон он как раз сейчас отправляется! Удачной дороги!"- и побежали к трогающемуся товарному составу...



На этом наш разговор закончился чему я был безумно рад!
Вскоре пришел Даниил, и сообщим мне что билеты обменять невозможно. Так что нам придется успевать все погрузить за две минуты (но это все не сегодня, про нашу погрузку в поезд я расскажу в последний день похода, после "Подпорожского кольца") .
Примерно через 10 километров пути после станции "Свирь" встаем на ночлег. В этот раз на заросших травой полях... когда- то примерно на этом месте была деревня Еконда.



Завтра у нас осмотр еще одного шедевра деревянного зодчества- Никольской церкви в Согиницах (до нее мы не доехали около 7 км).

Пробег за день: 85 км.
Маршрут 9 дня:

Day 9


EveryTrail - Find the best hikes in California and beyond

Помимо моих фотографий, и информации полученной на месте, при написании статьи, также, использована информация из источников:
1. «По Ленинградской области» — Л.А. Андеева, М.И. Коляда, Е.В. Кондратьева.
2. Журнал "Известия Императорской Археологической комиссии" 1914г. Выпуск №52.
3. www.temples.ru
4. www. sobory.ru
Tags: Деревянная архитектура, Ленинградская область, Русский Север, г.Подпорожье, д. Гоморовичи, с.Шеменичи, ур. Еконда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments